Сайт учителя истории и обществознания Домрачевой Юлии Валерьевны

Бегущая строка в HTML
Меню сайта
Поиск по сайту
День в истории
Мини-чат
Погода
Актуально

Задание:

прочитай текст и сделай в своей рабочей тетради конспект по теме

"Во что верили в древности"


Что ты обычно делаешь, споткнувшись о корягу в лесу и брякнувшись на землю?
Встаешь, трешь ушибленное место и идешь дальше. Совсем иначе повел бы себя твой далекий предок, живший много тысяч лет назад. Он непременно остановился бы перед корягой и спросил ее, почему она не разрешила пройти мимо. И дальше бы не пошел. А все потому, что в те времена все окружающие предметы неживой природы были для людей живыми, имели собственную душу. И как любое живое существо, могли помогать человеку или, наоборот, вредить. Коряга, о которую он споткнулся, не хотела пустить его дальше или предупреждала  об опасности. Так думал древний человек  и внимательно прислушивался к подобным предупреждениям.
По представлениям древних людей, духи могли быть большими и маленькими, слабыми  и сильными. Например, духи земли, воды,  неба, леса были очень сильными, они могли принимать различные обличия —  превращаться в людей, зверей, птиц  и невиданных чудовищ. Таких духов нужно было постоянно просить о помощи  и поддержке.
Люди изготавливали фигурки, заменявшие самих духов. Кормили их,  наряжали, дарили им вещи, советовались  с ними. Так выглядели личные, семейные и домашние духи-хранители. Они были очень небольшими и хранились в каждом доме в специально отведённом месте. Их обычно изготавливали из бронзы или олова и одевали в яркие одежды. С такими духами обращались запросто, как  с членами семьи. Если дела шли  хорошо, духам дарили цветные  ленты и смазывали их лица жиром, как будто кормили их. Если преследовали неудачи, духов можно было наказать, обругать или избить. Если же духи совсем не помогали, их фигурки выбрасывали и заводили себе новых  покровителей.
И сейчас в непроходимой сибирской  тайге можно встретить вырубленные из дерева фигуры — изображения лесных духов. Многие народы Сибири верили, что они произошли от медведя, поэтому медведь  считался священным животным. В его честь  устраивались праздники. Представители этих  народов до сих пор называют медведя  «лесным дедушкой» или «большим отцом».
Когда современный охотник собирается  в лес, он чистит ружьё, осматривает  снаряжение, готовит патроны и приманку.  Древний охотник вёл себя совсем иначе.  Оружие его всегда было в порядке, поскольку  он охотился каждый день. Но перед большой  охотой он тоже тщательно готовился.
Обычно мужчины собирались вместе  и отправлялись в священное место, жилище  духов зверей. Там они пели особые песни,  заклиная этих духов не прятаться, а помочь охотникам. Они рисовали фигуры зверей и, танцуя, ударяли копьями в рисунок. Потом  охотники снова обращались к духу — хозяину  зверей, — прося его дать душам убитых на охоте зверей новые тела. После удачной охоты хозяину зверей жертвовали  лучшие куски мяса.
Особое уважение испытывали к мамонтам, медведям. Запрещали охоту на медведя. Зуб медведя носят, чтобы в лесу не чудилось. Если медведь нападал на человека, его убивали, но винили при этом пулю. Мясо ели, но при этом говорили, что мясо вороны едят. Особо почитали змей за мудрость. Орел — главная птица, праотец всех птиц. Лебедь понимает человеческую речь. Утка — покровительница женщин-матерей. Кедровка — творец леса. Кукушка защищает от злых духов. Поклонялись лесным духам: водяному, духу огня.
Селькупы считают, что миров всего семь, что у человека пять душ. Одну не видно совсем, другую видно на четверть, третью - наполовину, четвертую—на три четверти, пятую — видно хорошо, это тень.
Большую роль в жизни этого народа играет дерево. Главное - береза. Из нее изготавливают полозья нарт, лыжи, люльки; гнилушки служат пеленками, береста - идет на посуду. Сок и отвар чаги используют как „ лекарство. Листьями березы лечат суставной ревматизм. Кедр используют как ранозаживляющее средство и против глазных болезней. Рябину — ее боятся злые духи — бросали в огонь. Бытовало представление, что береза и лиственница — светлые деревья, кедр — символ потустороннего мира. Деревья почитали, в праздник украшали лентами (светлыми и темными).
Любое растущее дерево осознавалось селькупами как живой, энергетически сильный субъект природы. Широко бичует в селькупской среде поверье: «Если устанешь в пути, прислонись к растущему дереву спиной. Тогда ты почувствуешь, как будто кровь льётся по жилам и становится очень тепло, и возвращаются силы». Или говорят еще так: «Чтобы накопить жизненную силу на зиму, попробуй спиной прислониться к дереву, вздохни три раза. Если почувствуешь, как живое тепло струится по телу, постой подольше. Если не чувствуешь, как сок движется по нутру дерева, если нет тебе от него тепла — отойди. Значит, это не твоё дерево».
Считается, что у каждого человека есть своё дерево и что деревья определённой породы помогают ему более других. Чтобы понять, какой породы дерево является твоим, нужно попробовать постоять спиной возле каждого, почувствовать его силу. Категорически не следует брать силу у кривого, корявого дерева, так как уверены, что его энергия не пойдёт человеку на пользу. Каждый выбирает дерево своей жизни себе сам, и какова будет судьба выбранного дерева — такова будет и судьба селькупа.
 

Что

Форма входа
МБОУ "СОШ №5"

Google

Да, у меня есть такая медалька

Я в Интернете
Мой Сайт учителя истории и обществознания на nsportal.ru
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 249
Архив записей
Статистика
Copyright MyCorp © 2024  Некоторые материалы заимствованы из сети Интернет, поэтому не претендую на авторство всех используемых ресурсов.