Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс»
Задание на 27.10.2021
Задание на 20.10.2021
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на своем уроке и приглашаю отправится со мной в очень увлекательное путешествие. Мы будем исследовать далекое и загадочное прошлое, отголоски которого тесно переплетаются с нашей современной жизнью. Мы очень часто употребляем в речи слово «Родина». Но как вы понимаете его значение? Равнозначны ли понятия «страна проживания» и «Родина»?
(Попробуйте ответить на эти вопросы устно)
У каждого человека есть тот уголок земли, который дорог и памятен ему, с которым связаны самые светлые и тёплые воспоминания. И зовётся он Родиной. В начальной школе вы познакомились с высказыванием русского педагога К.Д.Ушинского о Родине. Вот что он пишет: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека мать, одна у него и Родина». Замечательные, искренние слова.
Одно лишь слово «Родина» способно вызвать необычайный трепет в душе каждого из нас. Но, пожалуй, человек не сумел бы прочувствовать все глубинные чувства любви, гордости, уважения, если б не познал горечь потерь. На Земле уже не осталось ни одного государства, ни одного народа, которые не столкнулись бы со страшным словом «война». Ребята, как вы думаете, почему люди воюют? Каковы причины того, одна страна нападает на другую? Как можно понять словосочетания «война освободительная», «война захватническая»?
(Попробуйте ответить на эти вопросы устно)
Война слепа. Она безжалостно уничтожает то, что создавалось поколениями, что бесценно для человеческого сердца. И народы, предостерегая потомков, оставили для нас послания в виде пословиц и поговорок о войне…
А сейчас, ребята, откройте тетрадки, запишите число и тему урока.
Задание выполняете в тетрадке….
Я предлагаю вам из набора слов составить пословицы и объяснить их значение:
1.Тучам,не победить,не закрыть,войне,солнце, мир.
2. Родину,горой,за, герой.
3.Тот,за,настоящий, кто, горой, правду,герой.
А мы продолжаем…
Сегодня мы поговорим о тех, кто не боялся смотреть в лицо страшной опасности, угрожающей нашей Родине. На уроках истории вы говорили о том, что Русь подвергалась частым нападениям. Всегда и все времена находились герои, которые вставали на защиту родного края. Мы познакомимся с одними из первых защитников нашей Родины. Об их подвигах слагали легенды, ими восхищались, их могущество и силу отражали картины самых известных художников. Кто же это?
(Богатыри)
Все правильно - это конечно же, богатыри. А кого на Руси так называли?
Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Словарь Владимира Ивановича Даля (В.Даль(1801 - 1872) - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
(Перепишите в тетрадь определение – богатыри – это…)
На уроках литературы вы изучали много былин, многие из вас знают, что богатыри любили родную землю и стояли на страже её границ.
Их образы обросли легендами, но они всегда были примером для народа. А почему?
Богатыри всегда были смелыми, отважными и в одиночку справлялись с врагом. Читая о их подвигах люди проникли к ним уважением, многим из нас хотелось быть похожими на них. На примере богатырей воспитывались нравственные качества у народа. А как называются произведения, в которых воспевается сила и могущество богатырей? (Былины)
Вы конечно читали о былинных героях или смотрели мультфильмы, поэтому вы наверняка знаете таких былинных героев как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Мы знаем их как бесстрашных воинов.
Хорошо рассмотрите картину В.М.Васнецова «Богатыри», всем доподлинно известно, что Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич жили в разное время, но художник, объединив их на картине, показывает нам, что необъятная сила этих героев будет передана потомкам. И не только в живописи, но и в музыке и даже в архитектуре запечатлены образы былинных героев.
Еще раз посмотрите на картину и скажите, как художник изображает былинных богатырей? Как передает их настроение?
Ответ запишите в тетрадь.
Посмотреть дополнительный видеоматериал урока можно перейдя по ссылке… https://www.youtube.com/watch?v=3W8XakRFV34
Задание на 13.10.2021
Представь себя в роли писателя. Придумай и запиши в тетрадь рассказ/сказку/стихотворение, используя как можно больше слов с картинки. Можешь сопроводить текст иллюстрациями.
Задание на 06.10.2021 Тема урока «Человек – творец и носитель культуры»
Для выполнения задания тебе необходимы цветные карандаши, фломастеры или краски.
Внимательно изучи элементы, изображенные на рабочем листе (тебе его выдал учитель). Представь, что ты художник, твоя задача проявить себя творчески. Преврати овалы в осмысленные рисунки.
Задание на 29.09.2021 Тема «Величие многонациональной российской культуры»
Для работы по предмету вам необходимо приготовить: тетрадь общую — для записи теории, фломастеры или цветные карандаши — для рисования, цветные ручки — для оформления записей. Записи в тетрадке оформляем правильно. Сначала число, затем тема урока, а когда выполняете домашнюю работу — пишите Домашняя работа.
Сегодня у вас в тетрадке будет следующая запись:
22.09.2021 Величие многонациональной российской культуры
Великая культура России – плод труда разных народов. Наравне с русскими в ее создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы, евреи и калмыки и многие, многие другие народы. В каждом народе мы найдем имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Многонациональная культура укрепляла дружбу и доброе соседство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений.
Задание на урок:
Прочитать текст учебника на стр. 7-11.
Домашнее задание на 29.09.2021:
стр. 8 -10 учебника. Перед вами портреты известных деятелей российской науки и культуры. Выберите 2-3 имени и, используя справочную литературу и Интернет, составьте словесные портреты этих людей и раскройте их вклад в культуру России. Запишите в тетрадь.
Текст на стр.10 даст образец для ваших рассказов (рубрика "Жил на свете человек").
29 сентября соберу тетрадки на проверку дом.задания! Буду выставлять оценки!