Главная сложность в запоминании исторических дат — неизбежно возникающая путаница: школьники видят большое количество цифр и плохо соотносят их с конкретными событиями. Чтобы донести такой объём информации, необходимы системный подход и специальные методики. Мы подготовили несколько приёмов, которые можно использовать на уроках как вместе, так и по отдельности.
▪️Предложите заучивать даты группами — по историческим периодам, событиям, правителям. Заучивание дат группами помогает разложить их по полочкам и соотнести с историческими фактами.
▪️Попробуйте составлять цепочки взаимосвязанных дат. В единую цепочку, например, можно связать даты, относящиеся к периоду татаро-монгольского ига:
1223 год — битва на реке Калке,
1237 год — нашествие Батыя,
1240 год — падение Киева и установление ига,
1380 — Куликовская битва,
1480 — Стояние на Угре.
Очень полезно при составлении цепочек обращать внимание школьников на то, сколько времени прошло от одного до другого события: 5, 10, 20, 100 лет, более 100.
▪️Предложите ученикам проводить параллели между историческими событиями в разных странах или в разные исторические периоды. Например, в 1861 году в России отменили крепостное право, а в США началась Гражданская война. Такой способ систематизирует информацию: запомнив хотя бы одно событие из цепочки, ученик скорее всего сможет восстановить их памяти и остальные.
▪️Один из самых эффективных методов быстрого запоминания — визуализация материала. При воспоминании о визуальных элементах в памяти сразу же всплывёт нужная дата. На своих уроках вы можете использовать:
➖ карточки, на одной стороне которых написана дата, а на другой — событие;
➖ таблицы, составленные по эпохам, периодам, правителям и так далее;
➖ интеллект-карты; с их помощью также можно группировать даты по периодам или по правителям, сопровождая их запоминающимися картинками, символами, рисунками.
▪️Используйте произведения искусства: книги, фильмы, спектакли, картины известных художников. Чем больше эмоций вызывает событие, чем больше образов возникает в голове при его упоминании, тем быстрее и прочнее ученики запомнят его дату. Так процесс запоминания станет не только эффективнее, но и интересней.
▪️Используйте приёмы мнемотехники на уроках, например, интервальное повторение. Суть приёма в том, чтобы экспериментальным путём подобрать индивидуальное время, через которое нужно повторить с учениками информацию, чтобы она лучше запомнилась. Подойдёт также ассоциативный метод. Дайте ученикам задание придумать свою ассоциацию или вспомнить какое-то событие из жизни, с которым совпадает дата. Ещё один вариант — связать дату с каким-нибудь предметом или явлением. Например, годы Второй мировой войны — с пожаром, дату Ледового побоища — с катком и так далее.
Источник: https://www.facebook.com/foxford.director/photos/a.1930107463936211/2526103664336585/?type=3
|